Определение и сегментация целевой аудитории в интернет-маркетинге + ИНФОГРАФИКА
Знание своей целевой аудитории (потенциальных покупателей) поможет лучше наладить взаимодействие с ней. Чем лучше Вы это сделаете — тем больше будет доверия к Вам. Чем больше доверия — тем легче осуществлять продажи товар/услуг.
В этой статье мы опишем, как построить доверительные отношения. Как сегментировать и определить портрет потенциального покупателя, чтобы правильно провести его по воронке продаж.
Что такое сегментация аудитории?
Группы людей, объединенные общими интересами, называются сегментами. Они могут жить в одном городе, иметь одинаковый график работы, 30% — женщины, 70% — мужчины.
Вы должны понимать — это только перечисление характеристик, с помощью которых проводится сегментация аудитории.
Какие характеристики смотреть:
- географическое расположение;
- социально-демографическое положение;
- поведение;
- владение языками;
- сезонность;
- доход.
Вы можете выделить больше характеристик: самые популярные товары, количество продаж, ключевые запросы в AdWords, статистика Google Analytics и др.
Сегментация аудитории даст понимание о том, сколько потенциальных покупателей есть на рынке, сколько конкурентов и какой спрос на товар.
Как проводят сегментацию?
Определите главные критерии сегмента:
- демографические: возраст, пол, образование, интересы;
- психологические: стремления, страхи, что стимулирует совершать покупки;
- географические: место проживания, язык.
Важно узнать опыт пользования Интернетом:
- время нахождения в Интернете;
- место совершения транзакций (работа, дом, в дороге);
- устройство с которого совершаются заходы на сайт (ПК, смартфоны, планшеты).
Определите емкость рынка:
- спрос на товар/услугу;
- размер рынка (цена, аудитория, дистрибуция);
- отследите в Google Trends сезонность спроса;
- отследите частотность ключевых запросов (GoogleAdwords, YandexWordstat);
- проведите анализ поисковых запросов (Serpstat).
Если у аудитории еще не сформирован спрос на предлагаемый Вами товар, следует промониторить социальные сети и выявить есть ли потребность в них вообще.
Как определить потребность каждого сегмента?
- Определите потребности сегментов (функциональные или эмоциональные).
Функциональные потребности способствуют поддержанию нормальной жизни и деятельности человека (лекарства, продукты и др.).
Эмоциональные потребности влияют на психологическое состояние человека (например, одежда, чтобы кому-то понравится) и социальное одобрение (например, крутой Iphone, чтобы стать частью богатой тусовки). - Определите ожидание от товара/услуги.
Что получит покупателей приобретя Ваш товар/услугу? Помните, цена на товар прямо пропорционально влияет на ожидания от него. - Определите причины, по которым потенциальный покупатель может отказаться от приобретения товара/услуги.
Категории причин отказа:
- покупателя не интересуют преимущества товаров, которые Вы предлагаете;
- покупатель уже получил преимущества купив товар другого производителя;
- покупатель не верит в преимущества производителя;
- покупателю сложно начать пользоваться товаром/услугой другого производителя;
- покупатель не понимает как пользоваться Вашим товаром/услугой.
- Определите основную группу и оставьте только несколько или один сегмент с наибольшим потенциалом (ЦА).
Характеристики целевых аудиторий:
- максимальная прибыль от целевого сегмента;
- доступность доставки;
- перспективность;
- рентабельность инвестиций;
- конкурентность;
- отвечает ли сегмент целям бизнеса.
- Разработайте шаблон действий целевого покупателя от этапа знакомства с продуктом до его покупки (customer journey map). В зависимости от шага, мы подберем инструменты для коммуникаций с клиентом.
Сегментация поможет сосредоточиться на определенной аудитории, имеющей одинаковые мотивы и характеристики.
Как создать портрет целевой аудитории?
Представителя целевого сегмента называют персонаж (клиент, который нуждается в вашем продукте).
Моделирование портрета персонажа позволит:
- Надавить на «боль» человека и сформировать нужное уникальное торговое предложение (УТП).
- Выявить каналы раскрутки (контекстная реклама, соц сети, поисковое продвижение).
- Создавать релевантную рекламу.
- Персонализировать рекламные объявления.
- Сделать из клиента постоянного покупателя.
Портрет покупателя учитывает:
- Социально-демографические данные — возраст, пол, должность, образование, семейное положение.
- Цели.
- Болевые точки (проблемы).
- Мечты.
- Аргументы, которые удерживают от покупки (возражения).
- Способы пользования интернетом (где, когда и из каких устройств).
Инфографика Портрет покупателя
Таким образом, у Вас получится краткая биография живого человека. Вы поймете на чем следует акцентировать внимание при написании текстов для сайта и для рекламных объявлений.
Пример портрета целевого клиента
Ирина, 25 лет. Живет в Киеве. Недавно стала мамой. Домохозяйка. Интернетом пользуется давно (особенно соц сетями) с разных устройств.
На что будет обращать внимание при покупке товаров в интернет-магазине:
- качество товаров;
- известность бренда;
- активность в соц сетях;
- удобство сайта;
- оперативность доставки;
- возможность совершить покупку с разных типов устройств (ПК, смартфон, планшет).
Что даст эта информация:
- в рекламных объявлениях акцентировать внимание на известные бренды;
- мобильная адаптация сайта;
- простота форм заказа;
- наличие он-лайн консультанта.
Где брать информацию о персонажах?
- Проводить опросы и анкетирование клиентов.
- Исследовать профили пользователей в соц сетях (на кого подписан, что его интересует).
- Анализировать статистику Google Analytics для получения данных о посетителях сайта.
- Проводить «Мозговой штурм» — коллективное генерирование идей.
После сбора информации нужно ее обобщить. Создайте таблицу с такими столбцами:
Как общаться с ЦА?
Маркетинговый месседж должен соответствовать намерениям каждого покупателя:
- того, который столнулся впервые с продуктом;
- того, который находится в процессе сравнения;
- того, который хочет купить прямо сейчас.
Нужно адаптировать таргетинг, рекламные объявления, контент на сайте под каждый шаг customer journey:
- Если Вашу компанию не замечают среди других — развлекайте читателей (проводите викторины, игры, e-mail-рассылку, скидки, акции, распродажи и т.п.).
Подключите медийную рекламу в Google Adwords, снимайте видеоролики и загружайте на собственный Youtube-канал, делайте развлекательные посты в соц сетях. - На этапе, когда человек уже готов сделать покупку — нужно замотивировать его приобрести товар. Он будет искать сигналы из внешних источников — дайте их ему! Вот какой контент подтолкнет совершить покупку:
- отзывы покупателей;
- одобрение известных людей;
- активность в соц сетях;
- иные подтверждения, что покупка у Вас является правильным решением.
- На этапе, когда человек принял решение купить, но еще собирает информацию о продукте — ускорьте принятие его окончательного решения в Вашу пользу. Для этого:
- предоставьте инструкции и руководства;
- нарисуйте инфографику;
- напишите подробное описание для продуктов.
- Когда человек уже готов совершить покупку — значит он нашел рациональные аргументы. Нужно настроить ремаркетинг в контекстной и баннерной сети. Списки ремаркетинга тоже можно разделить на тех, которые:
- положили товар в корзину, но не завершили покупку;
- посетили конкретные страницы;
- были на сайте больше 2-3 мин;
- купили товар.
Заключение
Тщательно изучите своих потенциальных и существующих клиентов, определите их ценности, интересы, страхи, и помогите им — дайте совет и решение их проблем.
После того, как Вы составите портрет ЦА — Вы будете знать, какие лучше инструменты и месседжы для продажи своих товаров/услуг Вам подойдут. Если заслужите лояльность — продавать будет легче!
ответить
ответить